В 2024 году рынок общественного питания в России продолжил демонстрировать устойчивый рост, несмотря на геополитические вызовы. По предварительным итогам INFOLine, оборот предприятий увеличится на 13-14% по сравнению с 2023 годом, что связано с активным развитием отрасли в регионах, ростом числа заведений и изменением потребительских предпочтений. Несмотря на влияние инфляции, общая динамика рынка остается положительной. Какие факторы помогли обеспечить устойчивый показатель — рассказывают аналитики «Макси Стафф».
Согласно данным INFOLine, в России количество заведений общественного питания превысило 200 тыс. объектов. Основной рост пришелся на регионы, где зафиксированы наибольшие темпы увеличения числа заведений — в Ленинградской области (+26,09%), Краснодарском крае (+7,07%) и Ставропольском крае (+6,36%). За последние три года абсолютным лидером роста стала Ленинградская область, где число заведений увеличилось почти на 48%, схожая динамика наблюдается в Московской области (+18,78%) и Краснодарском крае (+16,35%).
Регионы становятся основными точками роста за счет повышения уровня доходов населения, увеличения туристического потока и активного развития локального бизнеса в сфере общепита. В крупных городах спрос на новые концепции заведений и расширение ресторанных сетей поддерживает высокий уровень посещаемости и потребления.
Тенденция подтверждается и статистикой ввода коммерческих площадей в стране. Так, по итогам 2024 года общий объем ввода качественных торговых площадей в России предварительно составляет 397 тыс. кв. метров, почти 70% из которых — объекты в регионах. Об этом сообщили в компании IBC Real Estate, добавив, что в 2025 году российский рынок может пополниться более чем 600 тыс. кв. метров качественной торговой недвижимости, что превысит значение прошлого года на 55%.
Положительная динамика по открытию новых коммерческих объектов в этом году подчеркивает высокую адаптивность рынка как к влиянию внешних факторов, так и к меняющемуся потребительскому поведению. При этом стоит отметить, что рост стоимости строительства и заемного финансирования выступают в качестве ограничений. В ближайшие годы динамика ввода будет поддерживаться за счет открытия крупных проектов, ввод которых неоднократно откладывался. Таким образом, в будущем они могут стать подспорьем для открытия и развития новых заведений общепита.
Экономическая ситуация и уровень инфляции тем не менее оказывают значительное влияние на развитие. В 2024 году рост цен на продукты питания заставил рестораторов оптимизировать затраты и искать альтернативные ингредиенты. В условиях повышенной стоимости сырья заведения сокращают порции, адаптируют меню и перестраивают форматы.
Среди сегментов общественного питания наиболее активный рост демонстрируют сети ресторанов и кафе, фастфуд и закусочные, пиццерии, фуд-холлы и фуд-маркеты. Расширение крупных брендов и развитие франчайзинговых моделей позволяют увеличивать охват рынка и привлекать новую аудиторию. В качестве яркого примера можно привести быстрорастущую сеть корейского стритфуда Chicko: ее флагманским продуктом как раз выступают корндоги и рамены быстрого приготовления. Казалось бы, ничего особенного в этих блюдах нет, однако благодаря активному взаимодействию с аудиторией сеть смогла заработать достаточно большую лояльную базу в соцсетях.
Кроме прочего, потребители стали более избирательными в выборе заведений, предпочитая рестораны и кафе с оптимальным соотношением цены и качества. Отвечать этому запросу получается не только фастфуду, но и пиццериям. Так, в октябре 2024 года выручка всей сети Dodo Brands превысила 1 миллиард долларов в год. По состоянию на начало текущего года компания управляет 1 278 точками «Додо пицца» в более чем 20 странах. Сеть работает в России, Казахстане, Беларуси, Румынии, Кыргызстане, Узбекистане, Литве, Эстонии и ряде других стран Европы, Азии и даже Африки.
Другим долгоиграющим ключевым фактором роста в сфере общественного питания стал интерес к здоровому питанию. Под этот запрос рестораторы начали больше предлагать салатов, боулов и альтернатив различным «условно вредным» продуктам. Например, несколько лет назад в американских и нидерландских ресторанах McDonald’s ввели в меню батат фри. Считается, что сладкий картофель более полезен, так как содержит меньше крахмала. Также все чаще появляются в меню напитки на растительном молоке, смузи и другие healthy-food позиции.
В условиях высокой конкуренции предприятия общественного питания продолжают внедрять свежие и любопытные решения.
Расширение франшиз и крупных сетей, рост ввода коммерческих площадей, многообразие форматов, адаптивность меню под здоровый образ жизни — все эти факторы будут продолжать влиять на индустрию питания в 2025 году. К сожалению, сложным остается вопрос с наймом кадров: в конце прошлого года дефицит оценивался в 30 тыс. работников, а дальнейшая экспансия ресторанов в регионы будет способствовать сохранению этого тренда. Тем не менее в ближайшие годы, если не произойдет внезапных трансформаций в экономике, от оборота общепита можно ожидать устойчивого роста.